asu2
tverskaya

Москва — это современный мегаполис, в котором проживает более 12600000 человек. Столица имеет развитую городскую дорожную сеть, огромное количество дворовых территорий и объектов озеленения. Все это обеспечивает нормальное функционирование города и комфортное проживание населения. Для содержания в регламентном состоянии городских объектов существуют коммунальные службы (в первую очередь Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и его структурные подразделения), а также прочие органы исполнительной власти и организации различных форм собственности.

Для обеспечения слаженной работы всех этих ведомств и организаций Правительство города Москвы уже на протяжении долгих лет принимает меры по обеспечению информатизации и автоматизации коммунальных служб и органов исполнительной власти. Сегодня существует объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (АСУ ОДС), при помощи которой производится учет объектов и технических средств для их обслуживания, ремонта и содержания.

Назначение системы

Основной задачей АСУ «Объединенная диспетчерская служба» является автоматизация все процессов коммунальных служб города Москвы, а также подведомственных им организаций в плане содержания, ремонта и благоустройства объектов комплекса городского хозяйства. В состав таких работ входят:
  • Учет информации о самих объектах — их численность и состав, назначение, габаритные размеры, территориальная принадлежность и прочие характеристики.
  • Составление расчетов на содержание, ремонт и благоустройство (в том числе закупку оборудования и техники) на основании предоставленной информации.
  • Мониторинг и фактический учет сведений о проводимых работах на всех объектах комплекса городского хозяйства с целью детального планирования этих работ в будущем. Это необходимо для снижения затрат, роста производительности труда и эффективности работы коммунальных служб в целом.
  • Слежение за качеством выполненных работ. С этой целью в АСУ «ОДС» реализован целый комплекс мер, в который входят инспекционные проверки различных надзорных органов и возможность личного обращения граждан. После поступления обращения или выдачи предписания об исправлении нарушений в системе можно будет отслеживать ход выполнения работ по устранению проблемы. Чаще всего это жалобы на состояние объектов дорожного хозяйства и различные проблемы с вывозом крупногабаритных и твердых бытовых отходов в жилом секторе.
  • Расчет стоимости услуг на содержание, ремонт и благоустройство объектов комплекса городского хозяйства. В качестве исходных данных служат статистические сведения о ранее произведенных работах, причем учитываются не только расценки, но и качество оказанных услуг. Таким образом достигается снижение контрактной стоимости, установление регламента в области качества оказания услуг и недопущение завышения расценок.
  • Учет имеющихся средств, техники и оборудования, необходимых для содержания объектов городского хозяйства.
  • Составление отчетной документации и формирование заданий для коммунальных служб, а также слежение за ходом выполненных работ и конечным результатом.
Для обеспечения выполнения этих задач в АСУ ОДС входит множество структурных подразделений и сторонних организаций. Так, для слежения за работой коммунальной техники у системы имеется доступ к навигационной системе города и камерам видеофиксации. Это позволяет отслеживать маршруты передвижения коммунальной техники и следить за ее фактическим передвижением в режиме реального времени.

Возможности системы

АСУ «Объединенная диспетчерская служба» является единственным информационным ресурсом, который имеет доступ к информации об объектах комплекса городского хозяйства:
  • Объектах дорожного хозяйства (в том числе всех инженерных сетях и коммуникациях, располагающихся в их пределах).
  • Дворовых территориях.
  • Специальном оборудовании для инвалидов (подъемных устройствах) в жилых домах.
  • Плоскостных сооружениях для хранения мусорных контейнеров.
  • Территориях озеленения.
  • Прочих объектах, которые содержатся и финансируются за счет средств бюджета города Москвы.
map-bg
Помимо искусственных сооружений АСУ ОДС имеет полный доступ к транспорту и оборудованию, которое производит содержание дворовых территорий и объектов дорожного хозяйства. При заключении любых договоров (а также при проведении конкурсов на заключение договоров) по содержанию и благоустройству объектов комплекса городского хозяйства может использоваться только информация, полученная из АСУ ОДС. Это могут быть как сведения о самих объектах и их характеристиках, так и исходные данные для расчета смет, калькуляций и прочих документов. То же касается и расчетов за оказанные услуги — они производятся только с использованием системы. АСУ ОДС имеет полный доступ не только к информации об инженерном обеспечении объектов комплекса городского хозяйства, но также о метеоусловиях и прочих неблагоприятных факторах. Для этого был налажен оперативный обмен данными со следующими организациями:
  • АО «Мосводоканал»;
  • ГУП «Мосводосток»;
  • АНО «Гидрометеобюро Москвы и Московской области».

В «Объединенной диспетчерской службе» ведется строгий контроль за вывозом отходов с дворовых территорий и прочих объектов городского хозяйства. Помимо данных о всех плоскостных сооружениях с мусорными контейнерами и площадками сбора отходов система отслеживает все рейсы уборочной техники. Данные обрабатываются автоматически, если с определенного объекта вовремя не вывезут отходы, то это будет выявлено автоматически.

Цели и задачи

Данная информационная система разрабатывается с 2008 года, но и до этого у нее были предшественники, основной задачей которых был сбор необходимых сведений и автоматизация работы коммунальных служб, а также повышение качества взаимодействия между конечными потребителями, подрядными организациями и городскими властями. Функциональные возможности автоматизированных информационных систем постоянно расширялись, и в результате их интеграции была создана «Объединенная диспетчерская служба». Сегодня действует уже вторая версия системы, ее целями являются:
  • Совершенствование процессов управления работами по содержанию объектов комплекса городского хозяйства. Поскольку работа коммунальных служб на данный момент достаточно хорошо налажена, и организации укомплектованы всеми необходимыми средствами и транспортом, становится вопрос повышения эффективности их работы. Благодаря АСУ «ОДС», а именно внедрению системы позиционирования (навигации) удалось построить точные маршруты движения уборочной техники и следить за отклонениями от этого маршрута каждого транспортного средства. Это позволило оптимизировать расход топлива и оперативно перенаправлять машины по запасному маршруту во время сильных пробок или крупных аварий на участках, через которые проходит маршрут.
  • Контроль за расходованием средств бюджета города Москвы. Все контракты на оказание услуг, результаты открытых торгов при закупке материалов, оборудования и техники доступны участникам системы. Таким образом контролирующие органы могут быстро отреагировать, если закупочные цены или расценки на услуги были завышены. Система позволяет отслеживать расход различных материалов, которые используются при содержании дорог, благоустройстве и озеленении территорий. К примеру — при устранении ям или выбоин на дороге коммунальная служба берет со склада определенное количество строительных материалов. При выписке сопроводительных документов это количество автоматически списывается через АСУ «ОДС». При этом контролирующие и надзорные органы будут видеть и списанное количество, и остаток на складе. После сопоставления объемов фактически выполненных работ можно делать выводы об эффективности расходования материалов, и своевременно пресекать их необоснованный перерасход.
  • Повышение эффективности контроля за производством работ по содержанию и благоустройству объектов комплекса городского хозяйства. Для этих целей контролирующие органы используют камеры видеофиксации, сводки об авариях на объектах дородного хозяйства, статистику поступления жалоб граждан в отдельных районах столицы и прочие сведения из системы.
asu2

Для улучшения работы АСУ ОДС городские власти привлекают не только разработчиков программного обеспечения и подрядные организации, которые производят установки и настройку всего необходимого оборудования — для этого постоянно привлекаются новые организации различных форм собственности. К примеру, для обеспечения стабильной работы системы спутникового контроля (для транспортных средств) в различных округах Москвы были привлечены несколько поставщиков услуг. Они используют одни и те же системы глобального позиционирования, но в сочетании с различным оборудованием и программным обеспечением. Чтобы «Объединенная диспетчерская служба» при этом сохранила стабильность своей работы, у нее существует собственный регламент, которому должны соответствовать и организации, и их продукция (услуги).

Перед системой Правительством города Москвы сегодня поставлены следующие основные задачи:

  • Автоматизация деятельности всех структурных подразделений Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, иных органов исполнительной власти и организаций, занимающихся содержанием и благоустройством объектов комплекса городского хозяйства. Для решения этой задачи применяются различные подходы, в том числе более точное распределение участков ответственности и упрощение документооборота. Одним из последних нововведений в этой сфере стала паспортизация объектов дорожного хозяйства. Теперь она происходит в АСУ «ОДС», паспорт ОДХ оформляется исключительно в электронном виде, а для его получения необходимо лишь заполнить интерактивную форму и загрузить электронные копии документов (либо оцифрованные образы документов, которые были оформлены на бумажном носителе).
  • Автоматизация сбора сведений об актуальном состоянии каждого объекта городского хозяйства, с целью принятия решения о необходимости производства определенных работ на нем. Данная информация позволяет не только содержать объекты городского хозяйства в регламентном состоянии, но и своевременно учитывать расходы на их ремонт, содержание и благоустройство при планировании городского бюджета.

В перспективе, при разработке новых версий АСУ ОДС планируется существенно снизить трудозатраты для обеспечения ее собственной работы. Будет расширен перечень номенклатурного состава объектов городского хозяйства, работа с которыми будет осуществляться с использованием АСУ ОДС, продолжится взаимодействие со смежными системами.

Запросы 106 | Время генерации 0,223 сек. | Использование памяти 20.85 МБ